ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ М. В. ФРУНЗЕ, высшее военно-учебное заведение Советских Вооружённых Сил, предназначенное для подготовки общевойсковых офицеров; науч. центр по исследованию проблем общевойскового боя и армейских операций. Находится в Москве. Создана по указанию В. И. Ленина приказом РВСР от 7 окт. 1918 как Акад. Генштаба РККА для подготовки командных кадров с высшим воен. образованием из числа рабочих и крестьян. 8 дек. 1918 состоялось открытие академии, на котором с речью о её задачах выступил Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов. 5 авг. 1921 приказом РВСР она была переименована в Воен. акад. РККА, при к-рой имелись высшие академ. курсы для подготовки высшего команд, состава. Кроме того, в разное время на базе В. а. функционировали высшие военно-политические курсы. 5 нояб. 1925 ей было присвоено имя М. В. Фрунзе. В. а. подготовила десятки ты-

сяч общевойсковых офицеров с высшим воен. образованием. Многие её выпускники в годы Великой Отечеств, войны стали полководцами и крупными военачальниками, среди них Маршалы Сов. Союза И. X. Баграмян, С. С. Бирюзов, Л. А. Говоров, А. А. Гречко, А. И. Ерёменко, Г. К. Жуков, М. В. Захаров, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, К. К. Рокоссовский, В. Д. Соколовский, Ф. И. Толбухин, В. И. Чуйков, главный маршал артиллерии H. H. Воронов, главный маршал авиации А. А. Новиков и др.

История В. а. неразрывно связана со строительством и укреплением Вооружённых Сил СССР, с борьбой сов. народа за свободу и независимость Родины. Первыми комиссарами В. а. были старейшие большевики В. Н. За-лежский и Э. И. Козловский. Среди первых слушателей, многие из к-рых прибыли на учёбу прямо с фронтов Гражд. войны, были талантливые командиры — И. Е. Дыбенко, Е. И. Ковтюх, В. Д. Ковшов, И. С. Кутяков, И. Ф. Федько, В. И. Чапаев и другие. Становление В. а. проходило в сложных условиях. Занятия начались в обстановке ожесточ. борьбы молодой Сов. Республики с белогвардейцами и интервентами и крайне трудного внутр. положения страны. В годы Гражд. войны В. а. неоднократно направляла большие группы и отд. слушателей на самые на-_ пряж, участки вооруж. борьбы. На торжеств, собраниях, посвященных отправке выпускников и слушателей академии на фронт, нередко присутствовали видные парт, и гос. деятели Сов. Республики. 19 апр. и 14 июня 1919 академию посетил В. И. Ленин, обращавшийся к слушателям, направляемым на Вост., Зап. и Юж. фронты, с горячим напутственным словом. В. И. Ленин всегда внимательно следил за деятельностью академии и постоянно оказывал ей всяческую помощь.

За активное участие на фронтах Гражд. войны орденами Красного Знамени была награждена одна треть слушателей. Огромную роль в жизни В. а. играла парт, организация. Коммунисты находились в авангарде учебной и военно-науч.  деятельности.

После окончания Гражд. войны началась перестройка учеб., научно-исследоват. и пар-тийно-политич. работы. В решении этих задач большую роль сыграл М. В. Фрунзе, возглавлявший академию с апр. 1924 по янв. 1925. Под его руководством была усовершенствована структура академии, изменены учеб. программы, методика обучения, устранена существовавшая до этого многопредметность. Большое значение приобрели практич. занятия в поле, получила развитие военно-науч. работа, активизировалась деятельность военно-науч. общества и адъюнктуры (создана в   янв.   1924).

Развитие бронетанк. и мех. войск, арт-и и авиации поставило перед В. а. задачу подготовки общевойсковых ком-ров широкого профиля для звена полк — корпус. Создаются кафедры моторизации и механизации, ВВС и боевой подготовки. На базе кафедры операт. искусства в 1931 организуется операт. фак. для подготовки командно-штабных кадров звена армия — фронт. С 1931/32 учеб. года в академию принимались не только общевойсковые ком-ры, но и артиллеристы, танкисты, авиаторы и др. Перед 2-й мировой войной и в начале её увеличивается числ. слушателей и преподавателей. Большое внимание стало уделяться изучению опыта войны в Испании, боевых действий в р-не оз. Хасан, на р. Халхин-Гол, в сов.-финл. войне, повысилась роль занятий в поле, слушатели стали чаще привлекаться на учения с войсками.

С началом Великой Отечеств, войны академия переходит на сокращ. сроки обучения и одновременно активно участвует в создании Моск. зоны обороны. Её преподаватели привлекаются для подготовки частей нар. ополчения столицы и истр. отрядов. Только в 1941 академия направила в действ, армию около 3 тыс. офицеров, а всего за годы войны дала армии ок. 11 тыс. хорошо подготовленных ком-ров и штабных офицеров. Все они с честью оправдали доверие партии и правительства, многие из них стали Героями Сов. Союза, награждены высокими правительств, наградами. Немало выпускников академии и её преподавателей отдали свою жизнь в боях с нем.-фаш. захватчиками. Среди них ген. армии И. Р. Апанасенко и Н. Ф. Ватутин, ген.-полк. М. П. Кирпонос, ген.-л. М. Г. Ефремов, ген.-л. инж. войск Д. М. Карбышев и многие др. После Великой Отечеств, войны академия широко развернула изучение и обобщение боевого опыта, а также начала глубокие исследования новых вопросов воен. иск-ва.

Организационно (1976) В. а. состоит из осн. и заочного факультетов, кафедр оперативно-такт. дисциплин, марксизма-ленинизма, истории КПСС и партполитработы, истории войн и воен. иск-ва, иностр. языков и др., учеб. и научно-исследоват. отделов, ряда лабораторий, научно-исследоват. кабинета-музея М. В. Фрунзе и др. подразделений. Библиотека насчитывает ок. 2 млн. томов. В. а. комплектуется преимущ. офицерами, окончившими высшие общевойсковые командные уч-ща, имеющими стаж и опыт командования подразделениями и высокие показатели в боевой и по-литич. подготовке; оказывает помощь в обучении и подготовке командных кадров для армий социалистич. стран. В В. а. ведётся работа по подготовке и совершенствованию научно-пед. кадров через очную адъюнктуру и путём соискательства (без отрыва от служебной деятельности) по специальностям: общая тактика, операт. иск-во, служба штабов, история войн и воен. иск-ва и др.

В. а. является одним из центров советской военно-науч. мысли. В ней работали известные представители сов. воен. науки: H. E. Вар-

фоломеев, К. Е. Величко, А. И. Верховский, М. Р. Галактионов, А. М. Зайончковский, Г. С. Иссерсон, Д. М. Карбышев, А. К. Коли-новский, В. Ф. Новицкий, А. А. Свечин, М. Н. Тухачевский, В. К. Триандафиллов и др. Учёными В. а. разработан ряд капитальных военно-теоретич. и военно-историч. трудов, учебников, учеб. пособий, книги брошюр. Важным этапом в военно-науч. работе В. а. были 30-е гг., когда была разработана новая теоретич. концепция глубокой операции. Значит, вклад в создание этой теории внесли кафедры оперативно-такт. дисциплин и операт. фак. академии. С 1938 издаются науч. сборники, освещающие новые вопросы теории и практики сов. воен. иск-ва. В годы Великой Отечеств, войны военно-науч. работа была направлена гл. обр. на обобщение опыта боевых действий и доведение его до слушателей и войск в виде лекций, сборников боевых примеров, информац. бюллетеней и отд. пособий. В послевоен. годы В. а. издала работы «Общая тактика в боевых примерах Великой Отечественной воины (полк — дивизия)» (вып. 1—6. М., 1945—49), «Развитие тактики Советской Армии в годы Великой Отечественной войны (1941—45 гг.)» (М., 1958), 9 фундамент, учебников, 120 учеб. пособий, активно' участвовала в разработке уставов и наставлений, подготовила св. 110 научно-исследоват. работ по операт. иск-ву и тактике.

В годы коренных преобразований во всех областях воен. дела, появления новых средств вооруж. борьбы, качественного изменения родов войск и спец. войск в центре внимания науч. коллективов В. а. становятся вопросы комплексной разработки проблем тактики и операт. иск-ва, обоснования операт.-такт, требований к новым средствам борьбы и воен. технике, проблем воспитания и обучения, истории войн и воен. иск-ва. В постановку новых учеб. курсов и разработку актуальных науч. проблем значит, вклад внесли военные учёные — руководители кафедральных коллективов, профессора и доктора наук: Г. Ф. Бирюков, В. Я. Гранкин, М. М. Кирьян, Г. А. Лобов, В. Я. Петренко, В. Г. Резни-ченко, Р. Г. Симонян и др. Ряд капитальных трудов был отмечен приказами министра обороны СССР, а один из них удостоен премии им. М. В. Фрунзе. Большой популярностью среди генералов и офицеров Сов. Армии пользуется книга «Тактика» (М., 1966), изданная массовым тиражом.

В. а. награждена орденом Красного Знамени (1922), орденом Ленина (1934), орденом Суворова 1-й степени (1945), а также орденами ряда социалистич. стран.

Начальники академии: А. К. Климович (1918—19); А. Е. Снесарев (1919—21); М. Н. Тухачевский (1921 — 22); А. И. Геккер (янв.— авг. 1922); П. П. Лебедев (1922—24); М.В.Фрунзе (1924—25); Р. П.Эйдеман (1925—32); командарм 1 ранга Б. М. Шапошников (1932—35); командарм 2 ранга А. И. Корк (1935—37); корпусной комиссар Е. А. Щаденко (1937—39); командарм 2 ранга, с июня 1940 ген.-л. М. С. Хозин (1939—41); ген.-л. Н. А. Верёвкин-Рахальский (1941—44); ген.-полк. Н. Е. Чибисов (1944—48); ген.-полк. В. Д. Цветаев (1948 — 50); ген.-полк. А. С. Жа-дов (1950—54); ген.-полк., с мая 1959 ген. армии П. А. Курочкин (1954—68); ген. армии

А. Т. Стученко (1968—09); ген.-полк., с ноября 1972 ген. армии А. И. Радзиевский (с 1969).

Лит.: Ленин В. И. Военная переписка (1917 — 1920). М., 1956, с. 31; Фрунзе М. В. Задачи академиков в армии. Речь на торжеств, заседании Воен. акад. РККА, посвящ. 4-му выпуску ее слушателей, 1 авг. 1924 г.— Избр. произведения. М., 1965; Академия имени М. В. Фрунзе. История Воен. ордена Ленина, Краснознам., ордена Суворова академии. М., 1973.                                                 А. И. Радзиевский.

 

Hosted by uCoz