Яндекс.Метрика

                                           ПРОДОЛЖЕНИЕ.    2009 г.

 

     Автобиографию я закончил 1975 годом, когда перешел на новую

работу в Москву. Рассказывать даже штрих-пунктиром о своей жизни

в период времени 1975 – 2009 гг. пока не могу, но хочу привести ряд

архивных материалов, содержание которых раскрывает характер и

содержание моей научно-исследовательской деятельности в

Научно-экспериментальном центре автоматизации управления

Воздушным движением  ( НЭЦ  АУВД ).

 

 

 

   Эти фотоснимки принадлежат статье, посвященной истории НЭЦ АУВД

только в части гражданской авиации, хотя встречаются несколько фамилий

из военного сектора этого Центра ( отмечены красным цветом ). Теперь можно

прочитать историю ЕС УВД , рассказанную Главкомом ВВС, кликнуть

 

Две статьи : -вырезка из газеты  «Социалистическая индустрия »  и

 вырезка из газеты « Литературная газета »- я показываю в формате

DjVu ( удобнее читать ). Прошу простить за плохое качество. Газеты

много лет пылились в моем архиве, в сгибах стерлись буквы. Но брак

небольшой – всего несколько слов.

 

  

 

 

 

 

   Удобней посмотреть эту газетную статью о Т.Г.Анодиной в формате DjVu

 

 

   Статья  из Военной энциклопедии под ред. А.А.Гречко, 1976 – 1980 гг.

 

БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, степень приспособленности оружия к

 выполнению  боевых задач в различных условиях боевой обстановки.

 Являясь характеристикой  оружия, Б. э. определяется величиной ущерба,

 наносимого объектам пр-ка в определ. время при определ. Затратах

 материальных средств. Б. э. зависит от поражающих  свойств боеприпасов,

 защищённости объектов поражения, боевой выучки и  психологической

 подготовки лич. состава, метеорол. и физико-геогр. условий и др. факторов.

 Показателями (критериями) Б. э. служат такие количеств, характеристики,

 как среднее число поражаемых при определ. условиях объектов, время их

 небоеспособности, потребный расход боеприпасов и др. При расчётах Б. э.

 учитывают  также надёжность, живучесть   и   боеготовность   самого   оружия.

Показатели Б. э. используются для оценки существующих, модернизируемых

 и перспективных образцов (комплексов) вооружения и учитываются при их

 проектировании, испытании, производстве, эксплуатации. Они служат

 основанием для  выбора принципиальных направлений развития средств

вооружения и оценки их боевых  возможностей при планировании боевых

 действий. При проведении военно-экономич.  анализа и системных

 исследований Б. э.— составной параметр критерия  «стоимость — эффективность».

 При определении эффективности оружия используют  методы теории Б. э.

 с привлечением результатов натурных экспериментов, полигонных,  войсковых

 и спец. испытаний, учений и командно-штабных игр, а также методы матем.

 моделирования, реализуемые с помощью ЭВМ. Количеств, оценка Б. э. может

  определяться и простейшими способами по формулам, таблицам, графикам,

 номограммам.

Лит.: Фендриков Н. М., Я к о в л е в В. И. Методы расчетов боевой

 эффективности  вооружения. М.,1971;

Ануреев И.И.,ТатарченкоА. Е. Применение математических методов

 в военном деле. М., 1967;

 Основы исследования операций в военной технике. М., 1965;

 Вентцель Е. С. Введение в исследование операций. М.,  1964.      

 В. Г. Чепраков.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

   Ниже можно посмотреть «Методику проведения анализа существующей

структуры органов УВД и лётных служб ВВС », которую я разработал

по оперативному заданию А.И.Задорожного. Методика помогла ему

сменить гнев на милость генерала Г.П.Скорикова – начальника ГШ ВВС.

  Методика в формате DjVu ( кликнуть). Кстати, эта Методика может

быть полезной и в настоящее время для  гос. организаций и частных

 предприятий.

     Генерал Г.П.Скориков относился отрицательно к появлению

межведомственной ЕС УВД  и военного сектора НЭЦ АУВД, т.к. эти

организации ( только военные ) были прикреплены ко всем видам

довольствия к ГШ ВВС ( зарплата, поликлиника, вещевое довольствие ),

а навара в пользу ВВС не ожидалось, поскольку в использовании ВП

самолеты ВВС имели одинаковые права с гражданскими и другими

ведомственными самолетами.

  Таким образом, с самого начала своей работы начальником

лаборатории военного сектора НЭЦ АУВД я столкнулся с беспокойной

наукой, которая должна была обосновывать справедливость требований

ВВС.  Я, как и другие научные сотрудники военного сектора НЭЦ АУВД,

должны  были постоянно отстаивать интересы ВВС. Моим постоянным

оппонентом был Е.Д.Маркович – начальник отдела гражданского

сектора. Но даже самый объективный компромисс всё равно вызывал

недовольство Г.П.Скорикова. Поэтому большое удивление вызвало у нас

известие о награждении Государственной Премией СССР за создание

ЕС УВД СССР в первую очередь генерала Г.П.Скорикова, а потом

Т.Г.Анодину, А.И.Задорожного и др.

    В 1981 году у меня возникла идея  создать ЕС УВД на основе симбиоза

МГА  и Дежурных сил Войск ПВО вместо ВВС, так как это ведомство

имело большое количество разных видов военных самолетов, которым

надо было постоянно « путаться под ногами » гражданской авиации, что

могло приводить к опасным сближениям и даже столкновениям. А

заставить военную авиацию летать по заранее запланированным

маршрутам – это снижение требуемого уровня постоянной боеготовности.

  Я поделился своей идеей с моим « вечным » начальником Игорем

Яковлевичем Чернышевым. Он ответил: - Этому никогда не бывать!!

  Читателям уже известно, что я обладал высокой степени упрямством,

поэтому поделился своими соображениями с ЦК КПСС, написал письмо.

Письмо не сохранилось, но остался черновик таблицы :

 

Из закрашенных участков таблицы видно, что по большинству задач  

интересы Войск ПВО и ЕС УВД совпадают.

   Спустя месяц, я получил ответ:

 

                             Копия-распечатка письма

 

Войсковая часть 73900

 24 апреля 1986 г.

      № 673/95                                      Чепракову Владимиру Георгиевичу

Москва, К – 160                               ------------------------------------------------

 

      Ваше письмо, адресованное в ЦК КПСС, по поручению, рассмотрено.

  Предлагаемый Вами вариант построения ЕС  УВД на базе МГА и

Войск ПВО  не может быть приемлем по следующим причинам:

1. Созданная по решению ЦК КПСС и Сов. Правительства  Единая

система управления воздушным движением СССР на базе двух ведомств

ВВС  и  МГА вполне соответствует решению задачи обеспечения

безопасности полетов ВС ( воздушных судов ) всех ведомств, а также

иностранных авиакомпаний.

2. Многолетний анализ случаев столкновений и опасных сближений

ВС показывает, что их причиной являются не структура построения

ЕС УВД, а нарушения должностными лицами требований существующих

документов ( Кодекса, Положений, приказов ), гарантирующих

безопасность полетов ВС.

3. Войска ПВО в отношении движения ВС  выполняют функции контроля

за соблюдением установленного над территорией СССР режима полетов

на основании действующих документов.

   Контрольные функции, осуществляемые дежурными силами ПВО,

являются обязательными для ВС независимо от их государственной

и ведомственной принадлежности и смешивать их с функциями  УВД

недопустимо.

        Мы считаем, что дальнейшее совершенствование системы УВД

должно идти по пути оснащения органов УВД современными

средствами автоматизации, повышения квалификации и дисциплины

личного состава центров ЕС УВД и ведомственных пунктов управления,

 а также улучшения взаимодействия  между ними.

 

                                Зам. командира  в / ч  73900

                                                                   В. Красковский   

 

       Я думаю, в настоящее время  В. Красковский пожалел, что

отказался от создания ЕС УВД на базе Войск ПВО и МГА. Сейчас

Войска ПВО подмяли под ВВС, а могли бы оставаться самостоятельным

видом ВС РФ, если бы согласились с моим предложением.

 

    Хочу привести ещё один документ, который характеризует, как

ЕС УВД решает возможные конфликты между ведомствами при

планировании полетов в ВП СССР.      

 

 

 

      Необходимо уточнить: данный список приоритетов - закон для мирного

времени. Во время войны самый высокий приоритет получат самолеты

Вооруженных Сил РФ.

 

        В 1981 году я , выбрав подходящий момент, сказал генералу

А.И.Задорожному, что уже 10 лет жду присвоения мне очередного

воинского звания  полковника, что мне уже стыдно перед сыновьями,

что я уже готов уволиться из рядов ВС РФ.  Алексей Игнатьевич подумал

и предложил мне должность начальника отдела « ЭРГОНОМИКИ» .

  Я немедленно согласился, хотя никогда в жизни не изучал эту науку.

  В 1981 году лопнуло терпение начальника ГШ ВВС и он уволил

А.И.Задорожного . Алексей Игнатьевич стал преподавателем  ВВИА

им.Жуковского. А у нас появился новый начальник военного сектора

НЭЦ АУВД полковник Б.Щербина. С первых шагов он стал наводить

казарменный  порядок. По понедельникам доктора и кандидаты наук,

научные сотрудники, некоторые солидного возраста строились в две

шеренги и дружно кричали : - Здравия желаем !! в ответ на его

приветствие. Для военных НИИ – это дикость и солдафонство. Наша

главная тема: совершенствование и развитие ЕС УВД – стала

второстепенной. Главное – это автоматизированная система боевого

управления полетами боевой авиации в полосе фронта. ЕС УВД

стала рисоваться на плакатах в виде одного маленького прямоугольника.

   Первым стал заводиться и возмущаться Игорь Яковлевич Чернышев.

Хотя эргономисту  было плевать на новую «доктрину» Б.Щербины, но

и  я  не выдержал, стал поддерживать моего « вечного начальника».

  В 1982 году я успел получить очередное воинское звание – полковник

и успел обновить папаху зимой три раза до 1985 года. И.Я. Чернышев

уволился из армии на год раньше меня.

  За четыре года (1981 – 1985 гг.) руководства отделом эргономики я

не пытался внести личный вклад в эргономическую науку. Во-первых,

я её не знал, а во-вторых, начальникам  научных отделов не полагалось

выполнять плановые НИР, достаточно других обязанностей.

   Но мне хочется здесь привести справку, подготовленную моим

сотрудником А.С.Гозуловым ( тёзкой Пушкина), которая  наверняка

может быть полезной любой радиостанции, вещающей в эфир из

дикторских кабинок и комнат прямого эфира. Я постоянно слушаю

уже не менее 15 лет Р/С  « ЭХО МОСКВЫ ». Иногда слышу чихание,

кашель, сморкание и др. звуки, которые вопиют о нарушении

эргономических норм ( ради убедительности я немного преувеличил

частоcть попадания в эфир  и амплитуду перечисленных выше звуков).

 Советую Алексею  Алексеевичу Венедиктову пригласить эргономиста,

 который  измерит параметры, указанные в справке, и разработает

 рекомендации  по приведению их в норму.  СПРАВКА ( DjVu )  

 

         Разные штрихи (вехи) моей биографии

 

 

 

« Папа купил автомобиль »

          В 1977 году военный сектор НЭЦ АУВД (войсковая часть 18353)

получил право на приобретение нескольких автомобилей « Жигули-6».

На всякий случай я записался в список желающих иметь личную «тачку»,

хотя ни у меня, ни у моей жены Нины денег не было (~ 7500 рублей).

Кроме этого, я не имел водительских прав и никогда не пробовал себя

в роли шофёра. Однако Нина воспылала желанием стать хозяйкой

шикарной машины. Она немедленно позвонила своей матери. Маргарита

Никитична (своего настоящего имени Матрёна она шибко стыдилась)

без долгих уговоров согласилась дать нам ~ 7500 рублей. Хотя работала

преподавателем химии в ВВИА им. Жуковского, она зарабатывала

хорошие деньги репетиторством (ЕГЭ тогда ещё не придумали).

  Через несколько месяцев пришло извещение, что моя очередь подошла

и мне надлежит приехать на базу (адрес не помню) за «товаром». Поскольку

прав на вождение я ещё не имел, то поехал на базу с Геной Карабаш -

автолюбителем, сотрудником отдела. Мы выбрали «Жигули-6» цвета

«золотое руно» и отогнали машину к моему дому на Шипиловской улице.

Моя жена была в восторге от шикарного автомобиля:

 

 

Пришлось срочно искать автошколу недалеко от работы (метростанции

Динамо), чтобы после службы учиться вождению автомобилем категории B.

    Не успела моя машина простоять около дома пять дней, как у неё сняли

колпаки со всех колес, кроме «запаски». Потом украли новенький чехол. Им

я заботливо укрывал от завистливых глаз мою « дорогушу». Нервы стали

пошаливать. Тем не менее, с моим соседом и сотрудником моей лаборатории

подполковником Витей Сёмушкиным, у которого было водительское

удостоверение, я осваивал практику вождения своих «Жигулей». Кроме

этого, удалось съездить с Геной Карабашом за опятами в район Клино –

Дмитровской гряды  недалеко от Парамонова оврага.

    Однажды зимой я увидел подозрительные следы около машины. SOS!

Надо спасать «Жигули» от угона! Что делать? Сидел я в машине и думал,

думал и …. придумал своё собственное антиугонное устройство.

В багажнике нашел электропровод в красной оплётке, многожильный.

Отрезал от него два куска длиной по 40см. У каждого куска оголил концы,

Раскрутил и растопырил жилки веером. Один конец каждого куска я

прижал к ветровому стеклу кусочком изоленты. Другие концы прижал изолентой

 к треугольным поворотным стеклам дверец  водителя и пассажира:

 

  

 

Моя интуиция не подвела. Утром я обнаружил опущенное стекло дверцы водителя.

На снегу несколько окурков и обгорелых спичек. Пропуск

в военный городок я хранил в бардачке, но он валялся на сидении пассажира.

Из разъёма, расположенного на тыльной стороне рулевой колонки, вырваны

все провода. Радости моей не было предела. Фальшивка антиугонного

устройства сработала! Но спасти машину помог военный пропуск.

Угонщики испугались последствий кражи служебной армейской машины.

  Я понял, что автомобиль надо немедленно убрать от дома

в более надёжное место. Мои родители Георгий Павлович и Валентина

Георгиевна переехали с Садово-Триумфальной улицы на проспект

Вернадского в двухкомнатную малогабаритную квартирку дома типа

« хрущёба ». Мама посоветовала мне перегнать машину к ним. Там ещё

не наблюдались случаи угонов. Сказано-сделано. Через неделю

судьба моей « красавицы » была решена. Я оформил дарственную

на мою сестру Светлану. Она в знак благодарности « подарила » мне

11000 рублей.

Света вместе с мужем Юрой Ткачёвым – юрисконсультом торгпредства

СССР провела несколько лет в Индии, Нью - Дели. Подзаработали

деньжат, поэтому могли себе позволить купить автомобиль.

На эти деньги я с помощью отца ветерана и инвалида ВОВ купил без

очереди « ИЖ – комби»:

 

 

 

Нина и Маргарита Никитична долгое время были в трауре. Променять шикарную

 машину на драндулет, который никто не угоняет - это плебейство! Далёкие потомки

князей Львовых считали унизительным кататься на ИЖ - комби.

   За 18 лет эксплуатации этой машины страсти моих женщин поутихли. Смирились.

    В марте 1978 года я успешно сдал последние в моей жизни экзамены  и

получил  Удостоверение на право вождения автомобилями категории В.

Ижевская автомашина мне нравилась. Была послушной и не любила, когда

её гнали во весь опор (больше 90 км/час). За всё время моего вождения этой

« трудягой » она ни разу не попадала в аварию. Ни одного прокола в моём

Талончике предупреждений » за период 1978 – 1996 гг.:

 

 

             В 1996 году, когда за инфляцией не могли угнаться ни зарплата, ни пенсия,

пришлось продать соседу по дому свою любимицу (Иж - комби) за 500 долларов.

        Расскажу вкратце о практике эксплуатации за 18 лет ИЖ-21251.

Прежде всего, о «железных» правилах, которых я придерживался

во время вождения машины:

1) считать работу шофёра тяжёлой и опасной,

поэтому быть бдительным с самого начала и до конца каждой поездки,

 полагая, что смертельная опасность вас ждёт ежесекундно; соблюдать

неукоснительно правила дорожного движения, особенно ограничения по скорости;

2) пассажирам не задавать мне никаких вопросов во время движения, не

разговаривать громко, лучше молча любоваться пролетающими мимо

пейзажами; 3) все указания водителя выполнять молниеносно, без

лишних споров; 4) не терпеть до предела, а заблаговременно попросить

остановиться там, где можно справить нужду; 5) не держать более 2-х

минут на хвосте любое транспортное средство. Либо тормозить, либо

сворачивать на обочину (якобы), но обязательно избавиться от хвоста.

    В 1981 году решился на поездку в Крым, в закрытый посёлок Мирный

около Евпатории, чтобы отдохнуть с женой и сыновьями в гостях у

двоюродной сестры Ольги Аринушкиной (урожд. Коровниченко).

 В течение всего шофёрского периода четыре раза в месяц возил на дачу

и обратно Нину, а также различные грузы. Сыновья, как правило,

добирались туда на электричке, а обратно со мной.

По улицам Москвы я никогда не ездил, кроме важных случаев (перевозка

больных тестя и тёщи, поездка с маленьким Алёшей на Птичий рынок).

Жену и сыновей охотно возил по живописным местам Подмосковья.

 

                                                КВАРТИРА

       С лета 1975 года началась моя служба в НЭЦ ( в/ч 18353 ).Пришлось

вспомнить давно забытый маршрут на работу только в обратном

направлении : от станции Болшево на электричке до Яр. вокзала, затем

на метро до станции Динамо и далее пешком с пересечением  Ленинград.

проспекта до проходной. Так продолжалось около года. Я записался

вместе с Виктором Сёмушкиным в военный жил. кооператив и в 1976 г.

 въехал с семьёй в трёхкомнатную квартиру ( 64,2 кв.м.) дома,

 построенного военными строителями на Шипиловской улице

 Орехово – Борисово ( юг Москвы, в километре от МКАД ). Квартиру

 стоимостью  9600 руб. купили в рассрочку. Она досталась мне по

 жеребьёвке в пятом подъезде на девятом этаже. Вите Сёмушкину

 с большой семьёй досталась  4-х комнатная квартира рядом  с моей,

но на восьмом этаже. Оставались мы добрыми соседями до его кончины

в 1989 году. Виктор Сёмушкин прибыл для прохождения дальнейшей

службы в мою лабораторию из далёкого Славгорода Алтайского края.

Он был летающим штурманом бомбардировщиков. Прибыл к нам по

знакомству. Шутя,  ЕС УВД он расшифровывал следующим образом:

Если Сам Устроился, Выручай Друга ! В лаборатории Виктор занимался

оптимизацией маршрутов полетов военной авиации в различные спец. зоны:

учебных бомбометаний, воздушных стрельб и др. Однако терпел эту

науку недолго. Хотел летать, а не корпеть над картами. Через несколько

лет он перешел работать в группу штурманов ГШ ВВС. До своей кончины

Виктор Сёмушкин сумел облетать весь Советский Союз и страны

Варшавского Договора. Получил воинское звание – полковник ВВС. Где

бы он ни был, его встречали, как большого начальника, хлебом и…

водкой ( с обильным закусоном ), так как он прибывал для инспекции

боевой готовности лётного состава. Потихоньку пристрастился к

спиртному. Умер от сердечного приступа. Оставил сиротами сына и двух

дочерей.

     Квартиру на Шипиловской можно назвать « родовым имением ».

Сейчас 2009 год. Уже тридцать три года мы живём здесь. Алексей

родился в том же году, когда мы въехали в эту квартиру. Он её ровесник.

Отсюда началась его жизнь. Здесь я частенько возил его на коляске к

Борисовским прудам . Гулял с ним и ближе. Достаточно выйти из дома,

перейти Шипиловскую улицу и тут же попадаешь в яблоневый сад.

Когда-то всё Орехово – Борисово было огромным яблоневым садом.

Сейчас на этой райской территории повырастало изобилие домов. Яблонь

осталось очень мало.

     Здесь сыновья получили среднее образование. Отсюда Андрей « на

перекладных » ( автобус, метро, троллейбус ) добирался до Химфака МГУ

им. Ломоносова. Вначале учился, потом работал и работает сейчас на

этом факультете. Алексей год проучился  в Московском химико –

технологическом институте, потом бросил учёбу и стал работать

компьютерным художником (3D), весьма успешно.

    В этой квартире умерли Маргарита (Матрена) Никитична (1986 г.)

и моя жена Нина Николаевна (2004 г.) Львовы. 

                 

                             Компьютер

   После смерти жены Нины в 2004 году я остался один. Ещё раньше

этого печального события сыновья разбежались. Андрей в 1995 году

женился. Ему по завещанию и справедливости досталась после смерти

 Маргариты Никитичны квартира  в районе бульвара Карбышева.

Это она (преподаватель химии) с малых лет привила Андрею любовь

к химии. У Андрея и Наташи родилась в 1995 году Анна, моя пока

единственная внучка и продолжательница рода Чепраковых.

        Алексей также живет самостоятельно, арендуя то  там, то сям

 квартиры поближе к Метро. Он достиг к настоящему времени

 высокого совершенства в программировании и виртуальном

 изобразительном искусстве на любых компьютерах. Для Андрея

 и Алексея компьютер – это обязательный рабочий инструмент.

  Одиночество я люблю, но жить по-обломовски не могу. Тридцать пять

последних лет мои мозги были постоянно в работе. Поэтому их

надо чем-то занять. Я решил купить компьютер. Насобирал денег

~ 13000 рублей и где-то на Таганке нашел  вариант недорогого

компьютера фирмы FORCE c минимально необходимым пакетом

программ. Потом купил принтер HP. Андрей подарил дисковод и сканер.

Алексей увеличил оперативную память, установив в процессоре

дополнительную плату. Потом были другие подарки, когда я поработал

несколько лет и стал понимать, что хорошо и что плохо.

  Осваивал работу на компьютере самостоятельно. Накупил книг. Сам

компьютер, как живое существо, помогал, указывая на неправильные

действия и подсказывая, как их исправить. Методом проб и ошибок я

овладел навыками работы на компьютере и стал хорошим(4 разряд)

«чайником». Начал совершенствовать свою биографию, которую

 написал в 1997 году. Андрей с моей рукописи создал компьютерный

 вариант Автобиографии и записал его на диске (CD). Диск пролежал

до 2005 года, до момента покупки и освоения  компьютера.

Кроме этого, стал создавать папку с фотографиями. Сканировал,

ретушировал и обновлял. Наконец, созрел до создания своего сайта.

Тот, кто читает эти строки, уже является гостем моего сайта и может

дать оценку полезности и качеству материалов, размещенных на его

страницах ( cheprakov.narod.ru ).

 

                                         Родословная

 

     Когда научился пользоваться Интернетом, то сразу в поисковой

системе Google.com  набрал знакомое мне слово Чепраков.

Был приятно удивлён изобилием ссылок (~ 4400). Потом набрал:

A V Cheprakov, и получил ~4700 ссылок. Оказалось, что львиная

доля принадлежит моему сыну Андрею Владимировичу Чепракову,

точнее, ссылкам на его труды.  Но были и другие сайты, в которых

встречаются, возможно, родственники. Возникло желание составить

родословную роспись рода Чепраковых.

   В советском прошлом было опасным знать о родственниках,

рождённых и живших при царях. Я упоминал выше, как выкрутился

мой отец, когда в автобиографии очень скупо обрисовал социальное

положение своих родственников, назвав их мещанами. Со мной он

также не откровенничал.  Итак, я начал искать с 2005 года по

настоящее время своих предков. Особо ценная информация пришла

 из архивов. За неё мне пришлось заплатить суммарно около  40000 руб.

На странице моего сайта « Материалы о Чепраковых и Триполитовых »

 можно познакомиться с этой информацией. В итоге удалось в первом

приближении разработать «Древо жизни» Чепраковых (см. сайт). Однако

по линии моей бабушки Марии Георгиевны Триполитовой не удалось

не только Древа жизни, но даже веточки нарисовать, хотя нашёл большое

количество Триполитовых. Буду продолжать поиски.

 

                               Черное море

   Впервые я увидел море и искупался в 1954 году, но это было Азовское

море, рядом с городом  Бердянск – родиной моих предков. В дальнейшем

я купался только в Черном море. Сразу перечислю географические пункты,

где я отдыхал во время отпусков или командировок: Одесса,

Николаев, пос. Мирный, пос. Песочное (оба в Крыму), Севастополь,

Ялта, Гурзуф, пос. Фрунзенское у Медведь-горы, Судак, Алушта,

Коктебель, Феодосия, Джубга рядом с Геленджиком, Адлер, Хоста,

Кудепста, Гантиади, Гагра, Пицунда, Новый Афон, Кобулети, Батуми.

  Я думаю, тяга к морю – это врождённый рефлекс, это гены. Все мои

ближайшие родственники родились и жили в городах близ моря. Приведу

пример моей врождённой тяги к морю. В 1962 году я не удержался и

оформил очередной отпуск с выездом в Батуми. Моему сыну Андрею

исполнился 1 год, он ещё не научился ходить. Поэтому моё решение

выглядело безумным. Но я поклялся жене, что через 10 дней буду дома.

Зато дни отпуска я увеличиваю на количество дней, необходимых для

проезда по железной дороге до Батуми и обратно. Итак, я отправился

в путь с одной заплечной сумкой. Самолетом долетел до Адлера. Автобусом

до Сочи. Морем на небольшом  пароходике я добрался до Батуми. Там

в комендатуре отметил дату приезда и отъезда, искупался в море. Потом

поездом доехал до Сухуми. Там побродил, попил настоящего кофе близ

порта и на электричке прибыл в Новый Афон. Здесь я решил позагорать

и покупаться в Черном море 7 дней. Снял койку в барачном доме рядом с

морем, где только ночевал. Интересный эпизод. К хозяйке приехал с гор

дальний родственник – абхаз. Угостил меня вином собственного

 изготовления,  потом начал уговаривать меня торговать в Москве лавровым

листом. Семь дней пролетели мгновенно. На базаре купил крупных яблок,

сел в электричку, доехал до Адлера, автобусом добрался до аэропорта. Сел

в самолет и … ровно через 10 дней прибыл домой.

  В дальнейшем моё повествование не будет состоять из описаний всех,

перечисленных пунктов моего отдыха на Черном море. Одессу, Николаев,

пос. Фрунзенское и Коктебель я уже удостоил своим вниманием. В ряде

других пунктов отдых состоял только из купания, загорания, трёхразового

 питания, танцев и кино. Хочу вкратце рассказать только о Хосте и Джубге.

 

 ХОСТА. Моя мать Валентина Георгиевна достала путёвку в Хостинский

дом отдыха родителей с детьми. Поехал я с 4-хлетним сыном Андрюшей.

Поезд на Хосту отправлялся с Курского вокзала. В купе, кроме нас, ехал

мужчина с сыном. Когда разговорились, оказалось, что это не простой

мужик, а Начальник всех сочинских милиционеров, т.е. номенклатура

районного масштаба со всеми вытекающими отсюда привилегиями. Когда

обедали в поездном ресторане, то он заказал бутылку шампанского и

стал угощать не только меня, но и Андрюшу и своего сына. Я пытался

отговорить, дескать, сыну исполнилось всего четыре года, но сынок

Начальника мгновенно осушил бокал и сказал, что  пьёт с трёх лет, и

ничего страшного. Андрей пригубил немного и его стошнило. Скатерть

пришла в негодность.  Начальник (не помню, как его звали) вызвал

официантку, дал ей денег и попросил навести порядок на столе.

    В Сочи на платформе стояла большая группа встречающих своего

всевластного начальника. Он попрощался с нами, оставил в подарок

раскрытую коробку дорогих шоколадных конфет и вышел с сыном

на платформу сочинского вокзала. Почти уверен, что в годы, когда

следователи Прокуратуры СССР шерстили краснодарских приближенных

Медунова, этот сочинский главный милиционер не по своей воле потерял

 свою синекуру (по меньшей мере).

    Поезд прибыл в Хосту. Меня поразило изобилие пальм, цветов, высоких

гор и тепла. Наш дом отдыха располагался на самой высокой точке Хосты.

 Выше одноэтажного сооружения, в котором мне с сыном дали отдельную

 комнату, были только горы. Врач изредка к нам заходил, интересовался

здоровьем. У моего сына на ноге ещё не зажила рана от ожога. Он её

получил, опрокинув нечаянно кастрюльку с кипятком. Образовался

 огромный пузырь. Это признак ожога третьей степени. Но помощи от врача

 я не попросил, т.к. рана уже зарубцевалась. Я надеялся на солнце и морские

 ванны. На пляже Андрюша был весёлым, прыгал по крупной гальке, кидал

 её в море с криком: - Огонь! Через несколько дней от раны ничего не осталось.

 Пляж Хостинского дома отдыха  был оборудован в Кудепсте. До него мы

добирались на автобусе с откидным верхом, спускаясь по серпантину

опасной для жизни дороги. После обеда обратно на пляж не возвращались.

Время до ужина тратили на ознакомительные прогулки. Например, полезли

вверх и наткнулись на плантацию пробкового дерева. Я сломал кончик

ножа, но добыл для коллекции кусочек коры (пробки). Ходили пешком

в реликтовую рощу тиса и самшита. Гуляли по набережной Хосты. Вечером

ловили жуков-светляков (довезли их живыми до Москвы и выпустили

в лес, когда были на даче).Одним словом, Хоста надолго осталась в нашей

памяти.

 

ДЖУБГА. Я уже год работал в Москве. Путевку на море не достал. С

помощью моего доброго ангела (матери) узнал, что в Доме ученых Москвы

(на Кропоткинской улице) ещё есть путёвки в Джубгу, закрытую пограничную

 зону, где разрешено создание тур. базы. Джубга

располагалась между Геленджиком и Туапсе на Черном море. Я купил

путевку на двоих, меня и Андрюшу. Ему уже исполнилось 13 лет и он имел

положительный опыт Хосты (см. выше). Добирались поездом до

Новороссийска, потом на катере. Нас приветливо встретили, дали палатку

(польскую) на двоих, которую можно установить, где нам понравится.

Показали длинные столы и лавки, прикрытые сверху тентом от солнца и

дождя – место нашего завтрака, обеда и  ужина. Остальное время проводите,

где угодно. Забыл сказать, что умывальня и туалет также был « на дворе»,

без удобств. Провели время отдыха очень хорошо. Купались, загорали,

ловили бычков. Еда простая, но сытная. Не искали, где дополнительно

можно было бы поесть.

  Совершили прогулку по берегу до Архипо-Осиповки. Там обнаружили

Дом – музей  В.Г.Короленко.

   Когда купались, придумали, как ловить бычков. Для этого занятия надо

 иметь кусок лески с крючком. На него насаживаешь в виде приманки

кусочек резинки от трусов цвета не яркого. Надеваешь маску, рот держит

 дыхательную трубку. Опускаешь голову так, чтобы видеть дно моря, и

 подводишь крючок к бычку. Если бычок не реагирует, то тычешь крючком

 прямо в его наглую «морду». Он огрызается и проглатывает крючок.

Таким методом  Андрюша наловил много бычков. Мы их засолили и нанизали

 на веревку  для вяления. От мух бычков оберегали марлей (Когда привезли домой,

 никто не решился попробовать вяленых бычков на вкус. Пришлось их

выбросить).

   В день отъезда мы за пять часов до отхода поезда прибыли на катере

в Новороссийск. Погуляли по улицам, залезли (по билетам) на парусник

«Крузенштерн», внимательно осмотрели его. Потом пообедали в ресторане

и … бегом к вокзалу. Едва успели.

   В заключение приведу ряд фотоснимков, подтверждающих большую

любовь Чепраковых к Черному морю:

 

 

 

 

     Остальные снимки менее качественные можно посмотреть кликнуть

                               Как уходили родные

 

     Большой и нездоровый интерес проявляют телезрители к информации

о последних днях и смерти известных людей. Эти данные - основа

телепрограммы   « Как уходили кумиры ». Хочу и я внести

свою лепту в эту рубрику, хотя никто из Чепраковых не был кумиром.

     Начну свой рассказ, питаясь архивными данными. Продолжу,

пользуясь услышанным от своих родителей. Закончу тем, что сам

пережил. Из справок различных Архивов РФ и Украины я нашел

следующую информацию (не буду без надобности указывать фамилию

Чепраков):

  Федот Федорович умер в возрасте 65 лет от чахотки. Его жена

Ксения Алексеевна умерла в возрасте 70 лет от чахотки.

  Феоктист Федотович умер в возрасте 60 лет от старости. Его жена

Мария Васильевна умерла в возрасте 54 года от чахотки.

  Все перечисленные выше предки похоронены в селе Спасском близ

церкви Спаса нерукотворного образа. Подробное описание жизни и смерти

крестьян из деревни Губино можно найти в справках Ярославского архива

 и его филиала Рыбинского архива .             

   

 Информация из Запорожского архива

           

Смерти

Поле1

Поле2

Поле3

Поле4

Поле5

Поле6

Поле7

Поле8

Поле9

Поле10

№ п.п.

Год регист-рации

Название церкви и населенно-го пункта

Дата смерти

Дата погребе-ния

Кто умер

Воз-раст

Причина смерти

Номер акто-вой записи

Фонд, опись, дело,

лист

1

1881

Вознесенский собор г.Бердянск

31 январь

2 февраль

Находившийся на пользовании в Бердянской Земской больнице Турецкоподданный Савва Феодоров Триполитов

85

От старческой

слабости

14

ГАЗО

Ф245, оп.1,

д.28, л.127

2

1881

Вознесенский собор г.Бердянск

9 сентябрь

11 сентябрь

Ярославской губернии Рыбинского уезда села Губина крестьянина Петра Чепракова сын Аристарх

5 мес.

От младенческой

101

ГАЗО

Ф245, оп.1,

д.28, л.157

3

1888

Вознесенский собор г.Бердянск

29 август

31 август

Керченский житель Константин Андреев Триполитов

45

От уязвления кишек

119

ГАЗО

Ф245, оп.1,

д.35, л.148

4

1910

Вознесенский собор г.Бердянск

13 июль

13 июль

Прапорщика запаса полевых инженерных войск Николая Чепракова дочь Зоя

31/2 мес.

От летнего поноса

35

ГАЗО

Ф245, оп.1,

д.54, л.83

5

1914

Вознесенский собор г.Бердянск

6 май

7 май

Бердянский мещанин Петр Феоктистов Чепраков

 75

От атеросклероза

44

ГАЗО

Ф245, оп.1,

д.58, л.84

О жизни своего дедушки Павла Петровича и бабушки Марии Георгиевны

 (урожд. Триполитовой) я знаю гораздо меньше, чем даже о прапрародителях.         

В архивах Запорожья, Рыбинска и Ярославля не обнаружены их даты рождения,

брака и смерти. Со слов моего отца они умерли в Одессе в 1921году. Павел Петрович

первым из Чепраковых стал мещанином. В Бердянске он построил двухэтажный кирпичный

дом в 1882 году, имел пекарню, городскую баню с подогревом морской воды, заводик по

изготовлению безалкогольных напитков. Стал гласным Городской думы.

После смерти отца Петра Феоктистовича в 1914 году переехал с женой и

сыновьями в Одессу. Там работал пекарем, санитаром в военной больнице,

милиционером в советское время. Прабабушка Прасковья Кирилловна

умерла от голода в 1920 году в Бердянске.

  Мой отец умер в 1981 году. Ему было 75 лет. Отца похоронили на

Востряковском кладбище Москвы. В это время я с семьёй отдыхал в Крыму.

Мать Валентина Георгиевна решила не тревожить нас телеграммой. Она

рассказала, что патологоанатом с удивлением обнаружил чистые лёгкие,

как у младенца, и сердце в хорошем состоянии. Умер он от перитонита,

который врачи обнаружили только после вскрытия. Отец курил 60 лет без

перерыва папиросы (Казбек, Беломор, Север, Норд, другие «гвоздики») и последние

30 лет периодически попадал в больницу от запоев.

   Моя мать Валентина Георгиевна (урожд. Коровниченко) умерла на даче

своей дочери Светланы в Напутново Владимирской области в 2004 году.

Похоронена там же. Она так хотела. Ей было 92 года. Последние 60 лет она жила

в табачном дыму, т.к. разрешала всем курящим (мужу, сыновьям) дымить,

не выходя из квартиры. Доказательство любой теоремы можно

опровергнуть, если найдётся хотя бы один контрпример. Долгая жизнь

моего отца и матери опровергает смертельную опасность табака и табачного

дыма для всего человечества.   

Юрий Федорович Ткачев – муж Светланы умер от саркомы печени в 2005 г. в возрасте 67 лет.

Саша Ткачев – сын Светланы умер от кровоизлияния в мозг в 2008 году.

Ему было 34 года. По недосмотру врачей он умер через восемь дней.

Мой брат Борис Георгиевич умер в 2001 году в возрасте 67 лет. Причина –

запой. Не оказалось рюмки водки во время приступа.

    Моя жена Нина Николаевна Львова умерла в 2004 году, но сначала

о её родителях.

   Отец Нины Николай Петрович Подемиров умер от инсульта на даче

(около Звёздного городка) в 1979 году. Похоронен там же, точнее на

кладбище рядом с деревней Лявониха. Ему было 73 года. Не пил, не курил.

   Мать Нины Матрёна Никитична Львова умерла в возрасте 76 лет в 1986 г..

Причина смерти: рак левой молочной железы. Похоронена на кладбище

близ Щербинки Московской области.

   У Нины в декабре 2002 года обнаружена раковая опухоль с метастазами

в лёгких. Благодаря моим усилиям и поддержке сыновей Алексея и Андрея,

удалось, вопреки мнению врачей онкологов, продлить жизнь Нины на один

год и четыре месяца. Врачи с самого начала отказались лечить мою жену.

Нина умерла на моих руках в апреле 2004 года.

       Итак, из семьи Чепраковых пока ещё живут лишь двое: Вадим и Света.

Мне через три месяца стукнет 77 лет. Я самый старый из всех Чепраковых,

начиная с XVIII века по настоящее время (2009 год).

 

                                  К О Н Е Ц                 22 октября 2009 года

 

                                                                 В.Г.Чепраков  

  

     

    P.S.   Конец в виде изошутки

 

Можете почитать мою доморощенную философию (кликнуть)

 

    

      

 

 

 

     

  

     

 

 

   

 

   

 

  

 

 

   

 

    

 

 

 

             

 

 

 

              

 

 

 

   

 

         

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz