Михайлов В.С., генерал-полковник,
Главнокомандующий ВВС Минобороны России,
Председатель МВК по ИВП и УВД
16 февраля
Необходимо отметить, что это было не первое Правительственное Постановление,
направленное на решение указанной задачи. Так, например, в
Таким образом, до начала
Одновременно с этим значительно видоизменился состав ВС военной авиации и
увеличилась интенсивность её полётов, поскольку в то время внешняя политика
нашего государства базировалась на принципах демонстрации военной силы страны
перед вероятным противником. Увеличение интенсивности полетов военной и
гражданской авиации, привело к тому, что одновременно в воздушном пространстве
страны находилось до нескольких десятков тысяч ВС, а в наиболее загруженных
зонах (Московская, Ростовская и Киевская) в период весенне-летней навигации за
сутки совершалось до 20 тысяч полетов (включая полеты на ПАНХ). Положение
усугублялось и тем, что органы УВД гражданской и военной авиации соответственно
управлявшие полетами по трассам и МВЛ (РДП МГА), а также вне этого воздушного
пространства (КП ВВС), были территориально разобщены, использовали различные
источники информации о воздушной обстановке и, как правило, не имели надежной
оперативной связи между собой, обеспечивающей эффективное взаимодействие. Все
это создавало значительные трудности при решении задач УВД и обеспечении
безопасности полетов и приводило к тяжелым летным происшествиям с гибелью людей
(столкновение ИЛ-14 и АН-12 над г. Юхнов - 1969г., катастрофа ИЛ-62 в а/п
Шереметьево - 1972г.). Указанные обстоятельства потребовали принятия
радикальных мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов, частью
которых явилось решение о создании ЕС УВД страны. При рассмотрении принципов ее
построения было признано целесообразным создавать Систему на основе
иерархической трехуровневой структуры, включающей Главный, зональные и районные
центры, каждый из которых должен был состоять из гражданского и военного
секторов, размещаемых совместно.
Районные центры организовывались на основе РДП (МГА) с использованием
существовавших в то время средств наблюдения и отображения за воздушной
обстановкой, а зональные на основе КП объединений (ВВС).
Главный центр дислоцировался в г. Москве. Создание ЕС УВД СССР осуществлялось в
два этапа. На первом этапе (1973 -
Таким образом, с начала
Председателем МВК ЕС УВД был назначен Главнокомандующий ВВС, а заместителями:
заместитель Министра ГА, заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны,
командующий авиацией ВМФ и начальник, образованного при МВК ЕС УВД рабочего
аппарата, Управления межведомственной комиссии (УМВК ЕС УВД). В его состав
вначале входили как военные, так и гражданские специалисты.
В 1977 году на основе специалистов гражданской авиации, входящих в структуру
УМВК ЕС УВД, было образовано Управление гражданской авиации по ЕС УВД (УГА ЕС
УВД). Создание последнего позволило МГА более активно участвовать в развитии
системы и оперативно решать вопросы, относящиеся к различным сферам ее
деятельности, включая финансирование.
В дальнейшем в МГА на основе УДС и УГА ЕС УВД было создано Центральное
управление воздушным движением (ЦУВД МГА), в функции которого входили
организация и непосредственное управление воздушным движением по ВТ и МВЛ, в
зонах аэроузлов и аэродромов, а также в районах ПАНХ. Управление выполняло и
функции аппарата МВК ЕС УВД в части гражданской авиации. В последующем ЦУВД МГА
также структурно видоизменялось, но, при этом, указанные выше функции
сохранялись.
Не останавливаясь подробно на многогранной работе МВК и ее аппарата необходимо
отметить их активную и плодотворную деятельность в области разработки
нормативно-правовых актов, регламентирующих работу Системы, совершенствования
структуры воздушного пространства страны, задания разработок по созданию
технических средств и автоматизированных систем УВД, организации подготовки
кадров и т.п.
В
Примером этого является внедрение в практику УВД районных автоматизированных
систем РАС УВД "Теркас" в Московском районе (1981г.),
"Трасса" в Симферопольском районе (1983г.) и "Стрела" в
Ростовском районе (1991г.).
Автоматизированными системами типа "Трасса" и "Стрела"
планировалось оснастить все районы УВД страны со средней и высокой
интенсивностью воздушного движения.
Анализ функционирования ЕС УВД СССР за весь период ее существования (до 1991г.)
показал, что по сравнению с 1973г. количество опасных сближений ВС различной
ведомственной принадлежности в зонах (районах) сократилось в 3,7 раза, число
нарушений порядка использования воздушного пространства снизилось более чем в 8
раз, а среднесуточное время вводимых различного рода ограничений на использование
воздушного пространства уменьшилось в 4 раза.
Существенно улучшилось взаимодействие гражданских и военных органов УВД по
использованию воздушного пространства, что позволило повысить регулярность и
экономичность полетов ВС всех его пользователей.
Так, в результате эффективного использования маршрутов спрямления воздушных
трасс и дополнительных (экономичных) эшелонов полетов, не включенных в Перечень
ВТ СССР, экономия топлива составила более 300 тыс. тонн в год. Значительно
активизировались работы по совершенствованию структуры воздушного пространства
страны, в результате чего протяженность воздушных трасс возросла более чем в
1,6 раза (с
Вместе с тем анализ изменения этих показателей в середине 80-х годов выявил
тенденцию их стабилизации.
Это означало, что Система уже исчерпала свои возможности и в дальнейшем по мере
увеличения интенсивности воздушного движения не сможет эффективно решать
поставленные перед ней задачи.
Основной причиной создавшегося положения явился ведомственный принцип
организации ЕС УВД, планирования ИВП и УВД, вследствие чего военные и
гражданские секторы центров при рассмотрении вопросов использования воздушного
пространства зачастую решали их в "своих" интересах. В наибольшей
степени это относилось к военным секторам центров, т.к. они были
главенствующими в вопросах использования воздушного пространства. Для
устранения такого положения в
Решение указанной задачи должно было быть проведено в несколько этапов с
окончанием реорганизации в I квартале
ЕС ОрВД РФ осталась крупнейшей в мире по объему обслуживаемого воздушного
пространства, в котором она организует его использование в целях обеспечения
потребностей воздушных перевозок, авиационных работ, а также обороны и
безопасности нашего государства.
Об этом свидетельствуют следующие показатели: воздушное пространство, в котором
наша страна осуществляет организацию ИВП И ОВД, простирается над территорией
свыше 25 млн. кв. км (9 из которых находятся над акваториями); в отечественных
авиакомпаниях (более 250) эксплуатируются свыше 6500 ВС, которые в 2001г.
перевезли 25 млн. пассажиров, а также 350 тыс. тонн грузов и почты; общая
протяженность воздушных трасс превышает 500 тыс. км, а количество аэродромов,
расположенных на территории страны, составляет более 250 (из которых 63
являются федеральными); в стране функционирует порядка 200 оперативных органов
УВД (70 из них являются аэродромными), в которых работает более 30000
специалистов.
Преобразование СССР в ряд независимых государств и переход Российской Федерации
к рыночной экономике коренным образом изменили политические, военные,
экономические и социальные условия в стране. Рыночная экономика потребовала, в
первую очередь, перехода от командно-административных методов государственного
управления к нормативно-правовым. Ликвидация в январе
За период 1993-
Необходимо отметить, что начиная с
Все это явилось одной из основных причин кризисного состояния ЕС ОрВД РФ, а
действующий в то время финансово-хозяйственный механизм функционирования
предприятий по ИВП и УВД с напряжением обеспечивает потребность в финансовых
средствах, необходимых для поддержания Системы в эксплуатационной готовности.
Обострившийся в стране финансово-экономический кризис существенно повлиял на
работу всего авиационного транспортного комплекса, в результате чего произошел
значительный спад объемов авиационных перевозок и проводимых им работ.
Так, если в середине 80-х годов среднесуточное количество полетов в воздушном
пространстве страны составляло порядка 100 тыс. полетов (в том числе около 50
тыс. полетов гражданской авиации), то в середине 90-х годов среднесуточное
количество полетов уменьшилось на порядок, а в отдельные периоды и еще больше.
Одновременно с уменьшением внутренних полетов гражданской, а также и военной
авиации наметилась тенденция увеличения числа международных полетов зарубежных
авиакомпаний, в том числе и транзитных полетов. К
Важное значение для формирования такой структуры гражданской части Единой
системы имело Постановление Правительства № 403 -
В интересах построения рациональной структуры государственного управления
гражданской авиацией и воздушным движением был издан "Указ Президента РФ №
382-
Финансирование "Госкорпорации по ОВД" и ее дочерних предприятий
осуществлялось за счет сборов за аэронавигационное обслуживание и других
источников (бюджетные средства, кредиты, компенсационные выплаты за
использование воздушного пространства и т.п.). Необходимо отметить, что к
настоящему времени формирование эффективно действующей единой государственной
хозяйственной структуры гражданской части ЕС ОрВД РФ в форме Федерального
унитарного предприятия "Госкорпорация" по ряду причин еще полностью
не закончено. Завершение этого процесса, которое должно осуществляться в
соответствии с положениями "Федерального закона о государственных и
муниципальных предприятиях", является важнейшей задачей ближайшей
перспективы гражданской части ЕС ОрВД.
В соответствии с Постановлением № 403-93г. была разработана также Федеральная
программа модернизации Системы, утвержденная Постановлением Правительства №
468- 95г.
Программой предусматривалось до
Общие планируемые затраты на модернизацию Системы ОрВД составляли примерно 1,5
млрд. долларов США и более 200 млрд. рублей, которые должны были поступать за
счет аэронавигационных сборов, целевых бюджетных ассигнований, зарубежных
инвесторов и т.п. Однако, следует отметить, что к настоящему времени рассматриваемая
Программа модернизации существенно недофинансируется. Несмотря на это, в нашей
стране все же разрабатываются новые технические средства автоматизации
процессов планирования ИВП и УВД. Так например, порядка 70% гражданских
секторов районных центров УВД оборудованы комплексами средств автоматизации
отображения воздушной обстановки типа "Альфа", "КАРМ-ДРУ",
"Топаз-2000" и "Коринф", используемые частично и для
решения задач непосредственного УВД в военных секторах, для которых
разрабатывается и внедряется специализированный комплекс малых средств
автоматизации планирования и управления "Небосвод". В ряду этих работ
необходимо отметить также комплекс мероприятий, проводимых Главным центром
планирования потоков воздушного движения в интересах автоматизации процессов
использования воздушного пространства, а также расчета и контроля поступления
аэронавигационных сборов и т.п.
Обобщение и анализ опыта функционирования отечественной системы ОрВД
показывает, что в правовом, организационном, технологическом и техническом
аспектах ее деятельности имеются недостатки, которые должны быть устранены
эволюционным путем в интересах повышения безопасности воздушного движения и
эффективности использования воздушного пространства. Над этим постоянно
работает Межведомственная комиссия и ее аппарат, соответственно возглавляющий
гражданскую и военную части Системы.
В заключении необходимо выразить глубокую благодарность всем специалистам ЕС
ОрВД и особенно ветеранам за большую плодотворную и самоотверженную работу,
проделанную ими в процессе ее создания, совершенствования и обеспечения
бесперебойного функционирования.